“Крепче за баранку держись, шофер”
“Крепче за баранку держись, шофер”

  В Беларуси профессии, связанные с IT-технологиями, на сегодняшний день являются одними из самых востребованных и популярных. И не удивительно, так как оплата за труд «айтишника» может достигать и 1000 долларов. Кого ни спроси среди будущих абитуриентов вузов – кем будешь? – ответ через одного: «Программистом». Причем зачастую опрашиваемые абсолютно уверены в том, что такую зарплату будут получать сразу, едва устроившись на работу, что, конечно, утопия.

Сегодня рабочие профессии почти не рассматриваются как вариант возможной специализации среди выпускников брестских школ. Все хотят сразу быть высококвалифицированными специалистами – ведущими и главными.

Услышать от молодежи, что, мол, «хочу быть водителем», редкость, а ведь «водитель» – одна из наиболее распространенных профессий во всем мире. Хотя бы потому, что водители нужны в любой отрасли экономики, поскольку автомобильные перевозки – это основный вид перемещения людей и грузов.

В чем же дело? В оплате за труд или же в нагрузке? Или же в престижности выбранной специальности?

В Бресте водители получают в среднем 400-600 BYN, если, конечно, это не вакансия водителя-международника – тогда да, можно рассчитывать на зарплату от 1000 до 4500 BYN (по данным сайта http://trudbox.by/).

Опять же – зарплата зависит от опыта работы, категорий, навыков, и это касается и «айтишников» и «водителей». И у тех и у других достаточный уровень загруженности при выполнении своих трудовых функций.

Остается престижность. Действительно, если мама с папой говорят: «Мой заканчивает вуз и будет web-программистом» – это звучит круче, чем: «Мой заканчивает колледж и будет слесарем» или «Мой закончил курсы вождения и будет шофером». Звучит круче, но не значит хуже. Каждому – по способностям и возможностям, и главное – в любой профессии оставаться человеком.

Водитель автомобиля – профессия историческая. Временем «рождения» профессия считают 18 век, когда французский инженер Никола-Жозефе Кюньо создал паровую повозку: на трехколесную повозку размером 60 сантиметров, весом 3,5 тонны был установлен большой паровой котел. Человека, который его топил, называли chauffeur (в переводе с французского – «истопник, кочегар»). Максимальная скорость повозки составляла до 7 км/час. Шофер управлял паровой машиной, постоянно подбрасывая в топку уголь и при помощи рычага поворачивая переднее колесо. В конце 18 века американский исследователь Эванc построил паровую повозку, которая получила название «Орактур Амфибилоc». Эвансу был выдан первый патент на автомобиль.

Сейчас, конечно, название профессии «шофер» – это архаизм, который заменен на словосочетание «водитель автомобиля», хотя в принципе водитель может быть не только легковой или грузовой автомашины, но и троллейбуса, трамвая, автобуса, специальной техники и т. д.

Современный водитель должен иметь права, которые подтверждают его умение управлять транспортом, и, как правило, навыки вождения разных видов средств. Поскольку водитель – профессия, в каком-то смысле универсальная, то он также выполняет всяческие работы по техническому обслуживанию автомобиля. И в принципе быть водителем – это не просто сесть за руль и поехать, но и определить маршрут, оценить ситуацию на дороге, предусмотреть возможные неисправности, в случае опасности сделать все, чтобы не допустить аварии. Чем не «айтишник»?

О плюсах и минусах своей профессии рассказал Виталий Кивель. Его стаж водителем автомобиля – более 18 лет, то есть вся сознательная взрослая жизнь, которая началась после окончания профессионально-технического училища в 1996 году и службы армии в 1997 году.

– Рабочий день начинается в восемь часов утра, – рассказывает Виталий. – Пройдя необходимые процедуры для допуска на выезд, получив путевой лист и разнарядку от инженера, я иду к автомобилю и провожу его визуальный и технический осмотр. После этого еду согласно разнарядке.

Вообще, те водители, которые работают давно, привязаны к профессии, и не представляют себя вне ее. Они любят находиться весь день в разъездах, проводить время в пути. Даже если человек меняет место работы, то в большинстве своем он остается верен однажды выбранной профессии.

IMG_20171122_092434-450x800.jpg
В. Кивель, водитель автомобиля 1 класса 5 разряда экспортно-импортного пункта РСУП “Брестплемпредприятие”


– Я не представляю себя кем-то другим, – улыбается Виталий. – Я за рулем с 5 лет. Мой отец тоже был водителем; он брал меня с собой на работу, садил на колени и вместе с ним я рулил автомобилем или трактором. Мне это очень нравилось и нравится до сих пор! В пути я вижу что-то новое, обращаю внимание на то, что вокруг меня, встречаю новых людей, знакомлюсь, завожу связи. Конечно, и природу вижу – нашу, белорусскую. В городе природы не видно. А так – и поля, и леса, и речки… мы живем в очень красивой стране. Представить себе, что моя работа – это что-то другое, что-то постоянное, в одном и том же месте годами, не могу. Скучно же!

Несмотря на то, что считается, мол, любой, у кого есть права, может работать водителем автомобиля, на самом деле это не так. Не каждый выдерживает монотонность работы, если, например, работаешь водителем у чиновника или это один и тот же рейс. Сегодня выросли интенсивность и скорость движения, что требует наличие отменного здоровья, ведь главное для водителя – точный глазомер, внимательность за рулем, быстрая реакция и ориентация в пространстве, наблюдательность.

– Быть водителем – это, конечно, не божий дар, а доведенные до автоматизма навыки вождения, – говорит Виталий. – Это профессионализм. Все приходит с опытом. Но не могу сказать, что любой на это способен. Если ты приходишь в профессию абы работать хоть кем-нибудь, навряд ли ты в ней продержишься долго. Это тяжелый труд. Лично я люблю свою профессию. За рулем автомобиля – словно за рулем своей собственной жизни, у меня такие ощущения. Все зависит только от меня и моих способностей.

Быть водителем – значит работать не только руками, но и головой, предугадывать действия других людей, анализировать и прогнозировать развитие ситуаций. Уровень водительского мастерства определяется и наличием моральных качеств и психологической уравновешенностью. Водитель автобуса, к примеру, должен обладать высокой степенью ответственности за безопасность перевозимых им людей.

– Папа отговаривал меня от работы водителем, – вспоминает Виталий. – Говорил: «Сынок, иди учись – большего добьешься в жизни», но я отмахивался. В ту бытность он, работая шофером, получал больше, чем образованная мама. Да и за рулем я ощущал себя солиднее, что ли. Помню свои первые выезды – это было очень нервно. Пугала незнакомая дорога. Выручали, конечно, люди, у которых можно было спросить, как куда проехать, ну и автомобильные карты. А сейчас в этом плане гораздо проще – включил навигатор и все понятно. Хотя, с другой стороны, сейчас многополосные дороги, загруженные транспортом, пробки, движение очень быстрое, нужна большая концентрация внимания и сосредоточенность.

Современный транспорт оснащен электроникой, что требует определенных знаний у водителей при осуществлении ремонта. К тому же несмотря на нынешнюю «немодность» данной профессии, те, кто работают водителями, считают ее вечной и перспективной.

– Водитель может работать где угодно: частный извоз или государственные автопарки, международные автоперевозки, в конце концов, кто может быть круче автогонщика? – рассуждает Виталий. – Если больше не можешь возить, можно работать слесарем по ремонту автомобилей или инструктором по вождению. Перспектив множество. Самое главное – любить свою машину, любить дорогу, любить движение. Если ты любишь свою работу, она никогда не будет в тягость, и добьешься в ней всего, чего захочешь. Это относится к любой профессии!

Ирина РОМАНЕНКО






















Возврат к списку